Вот уже более 30 лет на выставках появляются картины Мансура Закирова. Они сразу были замечены публикой и критикой, и замечены благосклонно. В последние же годы художник получил статус зрелого мастера, одного из лидеров пейзажной живописи Татарстана особого романтического склада. О Закирове можно писать как о представителе поколения 1970-х, хотя его талант начинает формироваться под влиянием продолжателей традиций Казанской художественной школы М.Х. Хаертдинова, Г.Н. Капитова, Д.К. Садретдинова в 1960-е годы, когда складывались каноны «сурового стиля». В отечественном искусстве 70-х годов шли активные поиски новых взаимоотношений человека с окружающим миром. Упрощенное восприятие человека как «властелина природы» уступает место гармоничной личности – частице мироздания. Творческое становление М. Закирова счастливо совпадало с общей тенденцией развития живописи, стремившейся освоить более тонкие пласты миропонимания человека: он не только преобразователь природы, но и хранитель ее. Этому способствовало и кардинальное событие его жизни – встреча с Крайним Севером!
Закиров Мансур Салихович вырос в семье колхозника в татарской деревне Новое Шугурово, и как все деревенские дети испытал тяготы суровой послевоенной полуголодной жизни. Но дышал он свежим воздухом бескрайних полей и лесов и ощущал пьянящие ароматы колхозной пасеки, где работал отец, купался и рыбачил в тихой и прекрасной реке Шушма. Во время сенокосов встречал рассветы, любуясь нежными очертаниями гор и лесов. Красота окружающего мира с ранних лет воспитывала в будущем художнике любовь к природе и желание запечатлеть ее. После окончания школы Мансур был призван в ряды Советской армии на территорию Туркестанского военного округа. Там он окончил курсы радиотелеграфистов, полковую школу и служил радистом первого класса, а затем начальником радиостанции. Приобретенные навыки впоследствии станут как нельзя более актуальными. А записавшись в группу альпинистов при Доме офицеров, он получил возможность подняться на 4-километровую высоту отрогов Памира, — малый и большой Чимган. Изъездив вдоль и поперек пески Кара-Кума, он не понаслышке, а «на собственной шкуре испытал, что такое песок, жара и жажда». Эти впечатления стали удивительным контрастом к его будущей Северной эпопее. Возвращение домой, и поступление в Лениногорское музыкально – художественное педагогическое училище, затем в свободные часы и по ночам работа оформителем на Лениногорском телевидении составили напряженную среду его жизнедеятельности. А по выходным – строительство нового дома с отцом, что было насущной необходимостью для семьи. Получив крепкие реалистические основы художественного образования в училище под руководством талантливых художников — педагогов М.Х. Хаертдинова, Д.К. Садретдинова, и охваченный романтическим порывом той эпохи, в 1967 году он едет на Крайний Север.
Как художник-пейзажист М. Закиров сформировался под влиянием контраста лирических образов родной природы, тихими берегами реки Шушмы — с величием монументально-романтических картин Памира, песков Кара-Кума и Амгуэмской тундрой, дальневосточными скалами, экзотикой и мощным гордым величием Чукотской природы. Под впечатлением полотен Рокуэла Кента и рассказов Джека Лондона Мансуру Закирову хотелось увидеть и запечатлеть «край белого безмолвия». После месячного путешествия, наконец, самолет приземлился в аэропорту Залива Креста. Впоследствии этот завораживающий мотив неоднократно будет возникать в творчестве художника. Геологические экспедиции, в которых он участвовал как радист, раскрыли суровую и прозаичную сторону этих мест. Но, тем не менее, в перерывах между сеансами радиосвязи начинающий художник часто уходил в тундру, встречал короткие рассветы, любовался красками белых ночей, оставался наедине с природой, восхищаясь ее гордым величием. И конечно делал бесконечные зарисовки и этюды в чукотских поселках и, в конце концов, по-настоящему полюбил этот необыкновенный край. Своими романтическими работами он признается в своих чувствах: «Как прекрасен этот мир!» «Певцом земли Чукотской» называли его жители поселка Озерный Иультинского района. Особое место занимает на Севере человек. С одной стороны он лишь маленькая частица этого «великого безмолвия», с другой – ценность человеческой личности десятикратно возрастает в силу суровости климата и редкости поселений. Все, кто побывал там, не может забыть атмосферы особого северного братства, теплоты взаимоотношений, заботы друг о друге. Работа художником-оформителем на Эгвекинотской районной электростанции давала больше возможностей для занятия творчеством и позволила главное, вызвать к себе жену с сыном, дочь родилась уже на Чукотке. Проведя отпуск 1975 года на острове Врангеля, Мансур пересек его вдоль и поперек, делая зарисовки моржей и белых медведей, запоминая цвета, оттенки и фактуру окружающего пространства. В 1977 году, переехав с семьей в город Анадырь и познакомившись с профессиональными художниками, Закиров активно начал участвовать во всех выставках, как окружных, так и областных.
Постепенно растет живописное мастерство художника, формируется собственный взгляд на мир, на место в нем человека. Почти все композиции явились результатами походов, поездок, полетов автора в различные уголки Чукотки. Здесь и пейзажи с острова Врангеля, и Амгуэмская тундра, и буровые Тамватнея, холодный простор северного моря и заснеженные вершины гор. Каждый мотив выполняется художником на маленьком картоне масляными красками и воспринимается как законченное произведение в миниатюре: точная выверенная композиция, сдержанное цветовое и тональное решение, детальная проработка формы, выявление фактуры, то есть – все необходимое для последующего повторения в крупном размере. Затем мотив переносится на соответствующий формат. Живописная манера автора меняется на протяжении становления его мастерства. Вначале она соответствует тем канонам русской советской реалистической школы, которую Закиров впитал на протяжении обучения и самостоятельного изучения литературы по искусству. Пейзажи 1970-х и начала 80-х годов написаны в моменты знакомства и любовного изучения суровых северных мотивов природы, жизни разбросанных поселений, связанных с промыслом и навигацией. «Весенняя тундра» 1975, «Анадырь. Туман над заливом» 1976, «Будни оленеводов» 1976, «Ванкаремский маяк» 1976, — в этих работах художник делает акцент на конкретные события и объекты, описывая своеобразие природы, обычаев, человеческих отношений. Картины «Навигация» (1980), «Северная метеостанция» (1980), «Северный поселок» (1982) противопоставляют величественную первозданную красоту природы маленьким селениям людей, занятых повседневными жизненными заботами. Для тех, кто прибыл на Север впервые, все это незабываемо ярко и экзотично. Живописные приемы отличаются этюдностью исполнения, открытым легким мазком, контрастными цветовыми отношениями. Общепризнано утверждение, что природа – учитель гармонии. Поэтому писание многочисленных этюдов с натуры обязательно. Но со временем Закиров понимает, что у каждого художника свое видение, а создателем цветовой гармонии являются глаза и мозг человека. Картина «В Заливе Креста» 1975 года, как и многие другие в этот период, построена по принципам классицизма в три плана: вода с дрейфующим судном и плавающими льдинами, прибрежные холмы, слегка обласканные скупыми лучами солнца и заснеженные горы в тумане на дальнем плане. Все они объединены холодными серебристыми оттенками голубого, зеленоватого и серого тонов.
Попытки уловить некую особую цветовую гармонию Севера увенчались успехом к концу 1980-х годов. Картины «Ванкаремские рыбаки» 1985 года и «Дыхание Севера» 1989 можно назвать эталонными в творчестве Мансура Закирова. По содержанию они полностью отражают своеобразие Северного бытия: контраст между суровым величественным пространством, заснеженными вершинами, холодными водными зеркалами и скромным человеческим пребыванием с его повседневными профессиональными и бытовыми заботами. Колорит работ отличается сочетанием нюансов теплой цветовой гаммы цветов, которую задает рыжеватая почва Севера и особой дымкой «сфумато» воздушной среды. Художник приходит к слитной и мягкой лепке объемов, как бы перетекающим мазком нюансированного цвета. И этот поистине завораживающий цельный колорит присущ всем лучшим произведениям художника.
Особую линию в его живописи занимала тема творческой личности и ее места в мире. Целый ряд картин Мансура Закирова повествует о пребывании художника наедине с природой. Романтическая тема любования красотами мира издавна привлекает людей, начиная с культуры стран средневекового Востока, Китая, Японии. Особенно ярко эта тема звучала в эпоху романтизма в Европе, вспомним К.-Д. Фридриха и его «Двоих, созерцающих луну». Утверждение самоценности духовно — творческой жизни личности, изображение сильных чувств, одухотворенной и целительной природы, — важная особенность всего творчества Закирова. Такие картины, как «В поисках темы», «Вдохновение» и другие раскрывают восторженное слияние образа самого художника и распахнутого к нему грандиозного прекрасного мира. «Двое в тундре», «Двое у яранги», «Душевный разговор», — картины, раскрывающие вторую ипостась темы: человеческие отношения любви, духовной близости. Каждая из этих работ представляет маленькие фигурки двух персонажей, чаще мужчины и женщины, которые воплощают символ взаимопонимания, семьи, дома, в окружении величественной, прекрасной, но грозной северной природы.
В 1985 году была организована персональная выставка Мансура Закирова в городе Анадырь, которая имела большой успех у коллег, зрителей и многочисленные восторженные отзывы в печати. Несколько пейзажей в этом же году были отобраны и представлены на большой выставке «Советский Дальний Восток» в городе Владивосток. Это вдохновляло и способствовало дальнейшей творческой активности художника. Он осваивает все новые темы, ставит более сложные творческие задачи, создавая композиции с ориентиром на последующее вариативное воплощение другими материалами в иных форматах. Единожды поддавшись чарам Чукотки и испытав сильные эмоции, поставившие под сомнение давно устоявшиеся на «материке» правила жизни, временные и пространственные параметры, люди неизбежно оставляют там часть своей души. Так случилось и с Мансуром, Северный мир остался с ним навсегда: и в его сердце, и в творчестве…
Вернувшись с семьей на родину, он мечтал только писать картины, построив дом с мастерской. Но мечтам не суждено было сбыться, — разразилась так называемая перестройка, все сбережения населения обнулились: ни работы, ни денег. Это было большим ударом для художника. Но, несмотря на возникшие многочисленные бытовые и жизненные сложности, творческая деятельность Закирова постепенно наладилась, а на протяжении последних десятилетий стала очень плодотворной. Предметом изображения для художника стали любимые мотивы родной природы Татарстана, милые его сердцу пейзажи Шугуровской стороны. Рядом с чукотскими пастухами оленьих стад с картин художника на нас взирают его односельчане, земляки: «Осень. Туман», 2011; «Зимняя деревня», 2010; «Весенний снег», 2011. В его пейзажах вновь появляется почти монохромная, тонко нюансированная цветовая гамма, завораживающая жемчужно-серебристыми оттенками и импрессионистическими приемами: «Иней. Холодное утро», 2011; «Весна пришла», 2011; «Весна. Оттепель», 2012; «Пейзаж с мечетью», 2012; «Зимний мотив», 2013. Не расстается автор и с удивительными захватывающими образами Севера, воплощая десятки оставшихся этюдов в законченные живописные полотна, поражающие глаз своей романтической красотой и душевностью: «Балок рыбацкий», 2000; «Чукотка. Ожидание», 2006; «Последний перевал», 2001; «Летняя погода», 2006 и многие другие.
Важной частью его деятельности стала педагогическая и общественная работа. Он разработал творческую программу для занятий с детьми в художественной школе Шугурово. Многочисленные встречи со студентами учебных заведений и городской общественностью раскрывают его эстетические взгляды и художественные принципы. Таким образом, творчество Мансура Закирова, будучи ярким, вполне оригинальным и неповторимым, внесло значительный вклад в искусство Республики Татарстан, оно воплотило широкий спектр красок многообразного мира природы и народов нашей Родины.
Нина Горюнова, искусствовед
Даты жизни и творчества
1937 – родился 25 ноября в деревне Новое Шугурово Лениногорского района Татарской АСССР
1957 — закончил 10 классов средней школы
1957 – 1960 — служба в Советской Армии
1962 – 1966 – учился на художественно-графическом отделении Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища
1963 — женился на Башировой Розе Альмухаметовне
1964 — 18 мая родился сын Ильдар
1967 — едет на Крайний Север, на строительство Билибинской АЭС
1971 — 17 апреля родилась дочь Лилия
1977 — переезжает с семьей в город Анадырь
1985 — переезд с семьей в г. Набережные Челны
1987 — уезжает один в город Анадырь
1989 — в связи с болезнью матери возвращается в Шугурово
1991 — смерть матери
1998 — член Союза художников РТ
2005 — Лауреат премии им. Шамиля Бикчурина
2013 — смерть жены Розы
2014 — член Союза художников России
2017 — 30. 10. награжден Знаком «За достижения в Культуре»
Основные работы: «В заливе Креста», 1975, 35х55, к., м.; «Навигация», 1980; «Аэропорт Залив Креста», 1980. 55х84, к., м.; «Будни геологов», 1980, 30х48, к., м.; «Северная метеостанция», 1982; «Северный поселок», 1982; «Ванкаремские рыбаки», 1985, 69х100, х., м.; «Август», 1985, 60х80, к., м.; «Дыхание Севера», 1989, 61х90, к., м.; «Гудки в тумане», 1994, 70х100, х., м.; «Балок рыбацкий», 2000, 66х92, к., м.; «Последний перевал», 2001; «В поисках темы», 2002; «Встревоженная тундра», 2002, 50х70, к., м.; «Чукотка. Ожидание», 2006; «Летняя погода», 2006; «Северный этюд», 2007; «Вечерняя деревня», 2010; «Весенний снег», 2011; «Иней. Холодное утро», 2011; «Осень. Туман», 2011; «Пейзаж с мечетью», 2012; «Ветреный день», 2012, 50х80, к., м.; «Деревенская мечеть», 2012, 25х30, к., м.; «Зимний мотив», 2013; «Встреча в тундре», 2015, 60х83, к., м.; «Вид на 17 километр Иультинской трассы», 2018, 40х50, к., м.
Основные выставки: — основные персональные выставки: г. Анадырь (1982); «Национальный Культурный центр», г. Казань (1995); г. Лениногорск (2008); гг. Лениногорск, Бавлы, Альметьевск (2014); Альметьевская Картинная Галерея (2017 г.), Набережночелнинская Картинная Галерея (2018), Зональные выставки: «Советский Дальний Восток», г. Владивосток (1985); «Большая Волга», Казань (1991); «Большая Волга», Нижний Новгород (2003); «Большая Волга», Чебоксары (2008); «Большая Волга», Нижний Новгород (2018); принимал участие во многих Республиканских выставках, выставках художников объединения «Юго-Восток Татарстана» (2012-2017);
Работы находятся в: Анадырском краеведческом музее (Чукотка), Альметьевской картинной галерее, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Национальном Культурном центре «Казань», собрании ДХШ им. Маснави Хаертдинова, собрании ЛМХПК г. Лениногорска, частных собраниях разных стран мира
Библиография: Мансур Закиров. Живопись. Каталог персональной выставки произведений М.С. Закирова, г. Анадырь, 1982; Сертун В. Все краски Севера \\ Советская Чукотка, 06.06.1982; Артемов А. Яркие краски Севера \\ Советская Чукотка, 27. 07. 1984; Сафарова Р. Пейзажи с Чукотки \\ Заветы Ильича, 1996; Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан, Казань, 2001, с. 179; Художники Татарстана: Справочник посвящается 75-летию Союза художников Татарстана. — Казань: Изд-во «Заман», 2011; Расиха Фаизова. Шугуровский художник \\ Шэхри Казан, 28. 08. 2012; Нина Горюнова. Хроника художественной жизни города Лениногорска – в Альманахе Искусствоведение Татарстана, Выпуск 1.- Казань, 2017.
Сведения об авторе текста: Горюнова Н.М.
1968 — закончила Лениногорское музыкально-художественное педагогическое училище
1979 — Ленинградский Государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Факультет искусствознания
Отличник народного просвещения РСФСР (1992), награждена Нагрудным знаком «За развитие научно-исследовательской работы» (Москва, 2006), Лауреат премии им. Ш. Бикчурина за вклад в развитие культуры и искусства Юго-восточного региона РТ (2010), член Ассоциации искусствоведов России (2010 г.), член Союза художников РТ (2014)
«10_12_2019 г., Лениногорск, ул. Молодогвардейская, д.12.